Содержание 1. Информационно - аналитические данные об учреждении 2.Цель, задачи деятельности МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино» 3.Направления образовательной деятельности 4. Организация образовательного процесса 5. Программное обеспечение 6. Описание «модели» выпускника МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино» 7. Ресурсное обеспечение образовательного процесса 8. Выводы и перспективы развития 1.Информационно - аналитические данные об учреждении Паспорт программы МАОУ ДО «Дом детского творчества с.Выдрино» Полное название Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества с. Выдрино» МО «Кабанский район» Республика Бурятия Статус Дополнительное образование Год основания Юридический адрес Учредители 1962 671210 Бурятия Кабанский район с.Выдрино, ул. Авангардная 1Б Муниципальное образование «Кабанский район». Полномочия учредителя от имени муниципального образования «Кабанский район» осуществляет муниципальное казенное учреждение «Районное управлениеобразования» Администрации муниципального образования «Кабанский район» РБ. Электронный адрес Контактный телефон Сайт vidrinodtv@mail.ru 8(30138) 93 5 74 ddt-vidrino.profiedu.ru Краткая аннотация программы Образовательная программа представляет собой нормативно- управленческий документ, характеризующий концепцию деятельности учреждения, содержательную и организационную характеристики деятельности учреждения дополнительного образования. Данная программа обеспечивает личностное развитие, создает условие для профессионального самоопределения и творческого досуга детей, помогает адаптации их к жизни в обществе: предполагает формирование общей культуры; организацию содержательного досуга; способствует удовлетворению потребностей детей в занятиях, в общении. Настоящая программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений. В разработке программы использованы следующие нормативно- правовые документы: • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. От 02.07.20211) • Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» • Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р № Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436 –ФЗ (ред. От 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» • Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573) • Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г № 16) • Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г № 467). • Л и ц е н з и я - серия 03Л01 №0001163 от 14.06.2016 г., выдана Министерством образования и науки Республики Бурятия • Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества с. Выдрино» МО «Кабанский район» Республика Бурятия. 2. Цель, задачи деятельности МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино» Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества с.Выдрино» МО «Кабанский район» Республики Бурятия многопрофильное учреждение дополнительного образования, занимающееся образовательной и воспитательной деятельностью. Цель: Создание доступной и эффективной образовательной среды, удовлетворяющей потребности ребенка в развитии, личностном самоопределении и самореализации, обеспечивающей формировании творческого потенциала учащихся, активизацию их познавательных интересов, адаптацию к жизни в обществе на основе опыта интеграции педагогического коллектива учреждения. Основные задачи: Обеспечивать разработку и внедрение эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с детьми. Продолжать реализацию вариативных моделей подготовки и повышения квалификации педагогических работников на основе сетевых форм и модульных программ, индивидуальных образовательных программ . Способствовать достижению целевых показателей охвата детей дополнительными общеобразовательными программами; Создать условия для развития воспитательного потенциала учреждения; создать систему воспитательной работы; усилить воспитательный потенциал занятий, формировать и закрепить традиции Дома творчества. Обеспечить условия для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей в сфере дополнительного образования детей; Укреплять имидж Дома творчества, пропагандировать возможности ребенка средствами дополнительного образования. Совершенствовать систему управления учреждением укреплять горизонтальные и вертикальные связи между всеми управляющими звеньями; совершенствовать систему самофинансирования. Структурирование системы непрерывного дополнительного образования позволяет рассматривать единое образовательное пространство как интеграцию систем непрерывного базового и непрерывного дополнительного образования. Основные этапы дополнительного образования: обучение, воспитание и развитие человека, учебная деятельность, практическая деятельность. Деятельность Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дома детского творчества с.Выдрино» МО «Кабанский район» Республики Бурятия основывается на следующих принципах: гуманистический и патриотический характер образования. Обучающимся прививается чувство любви к Родине, начиная с малой Родины: семьи, поселка. Главное - занятия в детских творческих объединениях и участие в массовых мероприятиях должны приносить детям радость от открытий, от новых умений, знаний. Доступность дополнительного образования, разнообразие направлений, дает возмож ность детям развивать свои возможности и творческие способности. Принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно - нравствен ного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для про- явления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач). Принцип целостности образа мира (осознание ребенком разнообразных связей между объектами и явлениями, сформулировать умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет). Принцип культур сообразности (создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов). Принцип вариативности (возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, при этом сохранение инвариантного минимума образования). 3. Направления образовательной деятельности МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино» реализует общеобразовательные программы следующих направленностей: 1. Художественная; 2. Техническая; 3. Физкультурно- спортивная; 4. Социально- гуманитарная дополнительные Задачи, стоящие перед объединениями и оценка результата. Направленности деятельности Объединения реализующие работу 1.«Природа и фантазия» Художественная направленность 2. «Морозная сказка» Основные цели и задачи -раскрытие и развитие творческого потенциала личности через воспитание интереса к живой природе. -приобщение детей через овладение мастерством кружевоплетения к изучению народной культуры, развитие современных направлений ручного кружевоплетения. Оценка результата Участие в сельских и районных конкурсах, выставках. Участие в конкурсах различны уровней, показ выставок и мастер классов учащимися. 3.«Чудотворушка» 4. «Силуэт» -познакомить детей с традициями народной культуры посредством освоения техники лоскутного шитья. - обучить детей основам кройки и шитья , а также свойствам различных тканей. Участие в конкурсах различны уровней, показ выставок и мастер классов , открытых занятий учащимися. Выставки, конкурсы различных уровней, мастерклассы обучающимися. 5.«Волшебный клубок». -дать обучающимся основные и углубленные знания основ ДПТ посредством знакомства с таким видом рукоделия, как вязание на спицах и крючком. 6. «Волшебная кисточка» 7. «Весёлые нотки» -дать обучающимся основные и углубленные знания основ ИЗО посредством знакомства с таким видом как рисование. -дать обучающимся Выставки, конкурсы различных уровней, мастерклассы обучающимися Выставки, конкурсы, мастер классы. Выступление на праздниках, концертах. 8. «Макраме» 9. «Тара-Бум» 10. «Кукольный театр» 11. «Радужный бисер» Техническая 1.«Судомоделизм» представления о вокальном искусстве. Нравственное становление личности -формировать устойчивый интерес к труду, расширять кругозор детей, развивать творческое мышление, формировать навыки самостоятельной работы. - обучить воспитанников азам актёрского мастерства. Нравственное становление личности. Выставки, конкурсы, мастер классы. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях, конкурсах. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях, конкурсах. -обучить учащихся владению перчаточными куклами, а также познакомить приемам кукольных спектаклей. -дать обучающимся основные и углубленные знания основ плетению из бисера. Выставки, конкурсы, мастер классы -создание условий Участие в посел- для развития творческих способностей и формирования устойчивого интереса к судомоделированию. направленность 2. «Юный программист» -способствовать развитию у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК, развитие логического и алгоритмического мышления. 3.«Начальное техническое моделирование» -способствовать развитию у детей творческих способностей в области технического моделирования и конструирования. 5. «Волшебство из -способствовать бумаги» формированию у детей практических умений работы с бумагой, а также развитию индивидуальных творческих ковых, республикканских, всероссирийских и меж- дународных конкурсах, олимпиадах, технических зачетах, открытых занятиях, отчетных концертах. Проведение мастер-классов. Участие в поселковых, республикканских, всероссирийских и меж- дународных кон-курсах. Разработка проектов. Выставки, конкурсы различных уровней, мастерклассы обучающимися. Выставки, конкурсы различных уровней, мастерклассы обучающимися способностей. 6. «Бумажный мир» 7. «Мастер сборки» -способствовать развитию у детей творческих способностей в области технического моделирования и конструирования из бумаги. способствовать развитию у детей творческих способностей в области технического моделирования и конструирования. Выставки, конкурсы различных уровней, мастерклассы обучающимися Выставки, конкурсы различных уровней, мастерклассы обучающимися Физкультурноспортивная 1.«Вольная борьба» 2. «Шахматы» - предполагает овладение детьми и юношами основами физической культуры. Участие в поселковых, республиканских, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. -создание условий для личностного и интеллектуального развития детей, формирование общей культуры посредством Участие в поселковых, республиканских соревнованиях. обучения игре в шахматы. Социальногуманитарная 1.»Английский язык» - научить детей младшего и среднего школьного возраста азам английского языка, не вступая в противоречие с методами школьного обучения. Участие в конкурсах и олимпиадах различных уровней. 4. Организация образовательного процесса Организация образовательного процесса в МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино» строится на основе учебного плана и образовательных программ. Образовательная программа МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино» основана на примерных, модифицированных и авторских программах, утверждаемых директором. Для контроля над посещаемостью занятий педагог ведет журнал. Дети могут получать домашние задания. При планировании работы необходимо учитывать: - Преемственность на различных ступенях обучения в МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино»; - Систематичность расположения материала; взаимодействие старых и новых знаний, умений, последовательность роста педагогических требований, постепенность в освоении нового. Формы организации образовательной деятельности в объединениях Типы учебных занятий: - изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и т.д.) - закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и т.д.) - самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, презентации и т.д.) - комбинированные занятия – контрольное занятие (отчетное, зачетное, итоговое) Традиционные формы организации деятельности детей и подростков в учебном процессе: лекция, семинар, дискуссия, конференция, экскурсия, учебная игра и др. Нетрадиционные формы организации деятельности детей в образовательном процессе: - интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; - занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины; - занятия, основанные на методах общественной практики: устный журнал, газета и т.д.; - занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация; - занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и т.д.; Мониторинг качества дополнительного образования МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино» Качество учебно-воспитательного характеристику результата совокупностью показателей, процесса деятельности. – Качество принято рассматривать образования характеризующих различные аспекты как определяется образовательной деятельности: ее содержание, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав. На основании Положение о мониторинге качества дополнительного образования МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино» методики определения результатов образовательной деятельности оценивается с помощью параметров основных показателей результативности образовательной деятельности: - уровень выполнение образовательной программы; - уровень и качество усвоения программного материала; - уровень сохранности и стабильности детских коллективов; - уровень результативности предъявления результативность воспитанников в продуктов деятельности мероприятиях муниципального, (участие и регионального, федерального и международного уровней); Уровень выполнения образовательной программы определяется путем анализа показателей выполнения программы по каждому курсу учебного плана ДДТ и включает: уровень полноты выполнения программы – соотношение фактически выданных и запланированных часов. Уровень и качество усвоения программного материала определяются в процессе диагностики уровня ЗУН учащихся педагогами. Уровень сохранности коллектива учащихся – соотношение количества учащихся на конец года к количеству учащихся на начало года; Результативность предъявления продуктов деятельности определяется путем отнесения количества учащихся, участвовавших и занявших призовые места в мероприятияхк общему количеству учащихся группы, подразделения, учреждения 5. Программное обеспечение Направленность Художественная Наименование программы Тип программы Уровень «Природа и фантазия» Модифицированная Базовый «Волшебная кисточка» Модифицированная Базовый «Макраме» Модифицированная Базовый «Морозная сказка» Модифицированная Базовый «Волшебный клубок» Модифицированная Базовый «Чудотворушка» Модифицированная Базовый Студия «Силуэт» Модифицированная Базовый «Волшебные нотки» Модифицированная Базовый «Тара-Бум» Модифицированная Базовый «Радужный бисер» Модифицированная Базовый «Кукольный театр» Модифицированная Базовый Модифицированная Базовый Техническая «Судомоделизм» «Юный программист» Модифицированная Базовый «Начальное техническое моделирование» Модифицированная Ознакомительный «Волшебство из бумаги» Модифицированная Ознакомительный «Бумажный мир» Модифицированная Ознакомительный Физкультурноспортивная Социальногуманитарная «Мастер сборки» Модифицированная Базовый «Шахматы» Модифицированная Базовый «Вольная борьба» Модифицированная Базовый «Английский язык» Модифицированная Базовый 6.Описание модели выпускника МАОУ ДО « Дом детского творчества с.Выдрино» Модель выпускника МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино» ориентирована на реализацию ряда компонентов, ее слагающих, из которых следует назвать: художественный кругозор читателя, зрителя, слушателя; устойчивая мотивация к эстетической активности (деятельности); познавательная деятельность. Выпускник МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино» - это гармонически развитый человек, ориентированный на: - ликвидацию в подсознании настроя на конфликтность и агрессивность; - обучение гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности; - подготовку к будущей трудовой деятельности, где все больше и больше требуются такие качества личности как воображение, самостоятельность мышления и решения проблем, коммуникативности, инициативность. Выпускник Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества с.Выдрино» МО «Кабанский район» Республики Бурятия – это: • свободная личность, обладающая развитым чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения, личность, умеющая защищать и реализовывать свои права и уважающая права других; • личность, осознанно относящаяся к своему физическому и психическому здоровью, человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни; • личность, со сформированными нравственными понятиями, личность, осознающая себя членом общества; • личность, способная к непрерывному процессу саморазвития и самосовершенствования. 7.Ресурсное обеспечение образовательного процесса Общая площадь, предназначенная для учебного процесса: 417,7 кв.м. • Количество учебных кабинетов, мастерских, актового зала: кабинетов – 8, мастерские – 1, актовый зал – 1. 1 этаж – мастерская, гардероб, холл, кабинет директора , 2 кабинета ДПИ, хозяйственная комната, актовый зал по вокалу ансамбля народной песни, кабинет методиста, кабинет для занятия по Вольной борьбе, туалетных комнаты, кабинет ИЗО. Учебные кабинеты имеют необходимое оборудование для проведения практических и теоретических занятий. Наличие технических средств обучения: - технические средства статической проекции - проектор; - технические звуковые средства – музыкальная аппаратура, - технические средства ИКТ - компьютеры, ноутбуки, принтер, сканер. - технические средства – интерактивная доска Наличие необходимого оборудования для санитарных комнат: дозаторы- 2шт. Для эффективности образовательного процесса созданы все условия для творческого, физического и интеллектуального развития обучающихся, а именно: - учебные кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием для проведения занятий: мебелью, инвентарным, методическими и дидактическими материалами, компьютерной техникой; - специальные помещения для проведения массовых мероприятий; 8.Выводы и перспективы развития В качестве перспектив развития МАОУ ДО «Дом детского творчества с. Выдрино» можно определить следующее: Во-первых, необходимо продолжить работу по обеспечению высокого качества обра- зовательного процесса (разработку и модернизацию образовательных программ, разработку системы внутреннего мониторинга профессионального самосовершенствования качества образования и педагогов; системы мотивированной обучающихся). Во-вторых, перспективными полагаем развитие всех направленностей, которые востребованы. В- третьих, создать для педагогов постоянно действующий семинар по ознакомле- нию новым технологиям в образовании, по обучению способам и приемам анализа, систе- матизации и обобщения педагогической деятельности; выдающиеся результаты из практи- ки предлагается активно публично представлять в виде статей, разработок, учебных и методических пособий. В – четвертых, создать и реализовать социальные, здоровье сберегающее программы и проекты.