Принято на Педагогическом совете № __ протокол № ___ от ___________ Утверждаю Директор МАОУ ДО «Дом детского творчества с.Выдрино» _______________ Е.А.Тютрина приказ от _____________ № ____ Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества с.Выдрино» МО «Кабанский район» Республики Бурятия 1.Общие положения 1.1. Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества с.Выдрино» МО «Кабанский район» Республики Бурятия (далее - ДДТ) разработано в соответствии с: Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"; СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей; Перечнем заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому (Письмо Министерства просвещения РСФСР от 28.07.1980 № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186); Уставом МАОУ ДО «Дом детского творчества с.Выдрино» и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность организации дополнительного образования. 1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность ДДТ по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на основании соответствующей справки (медицинского заключения) здравоохранения, определяет права и обязанности участников образовательного процесса. 1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении: Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (справку ПМПК), недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования: слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройством аутистического спектра (РАС), другими заболеваниями (могут являться или не являться инвалидами). Ребенок - инвалид - лицо, в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (имеет справку об инвалидности). Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование адаптированных дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здания ДДТ и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами. 1.4. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют равные права с другими обучающимися. 1.5. Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов может быть организовано как индивидуально на базе ДДТ, так и в группах. 1.6. Выбор формы организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций здравоохранения, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, возможностей доставки обучающегося в образовательное учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в детском коллективе. 1.7. Форму организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов родители (законные представители) обучающегося согласовывают с администрацией ДДТ. 1.8. Обучение по адаптированной общеобразовательной программе согласовывается с родителями (законными представителями) обучающихся. Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа разрабатывается педагогом самостоятельно с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей ребёнка, рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), индивидуальной программы реабилитации ребёнка инвалида. 1.9. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. 2.Задачи обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов 2.1. Основные задачи, реализуемые при обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов: • освоение дополнительных общеобразовательных программ детьми с ОВЗ и детьмиинвалидами, и как следствие обеспечение им оптимальной социальной интеграции, сохранение и укрепление их здоровья; • обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами; • создание благоприятных условий для обучающихся с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья; • создание оптимальных условий, компенсирующих неблагоприятный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей. 3.Организация образовательного процесса детей с ОВЗ и детей-инвалидов 3.1. Основанием для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов является: - заявление от родителей (законных представителей); - справка ВКК об инвалидности или справка (заключение) психолого-медико- педагогической комиссии (или их заверенные копии). 3.2. Списочный состав детей с ОВЗ и детей инвалидов формируется и оформляется приказом директора. 3.3. Предельно допустимая часовая нагрузка при освоении дополнительной общеобразовательной программы составляет от 2 до 4 часов в неделю. 3.4. Выбор форм и методов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, особенностей эмоционально-волевой сферы, состояния ребенка, по индивидуально разработанным программам и по личному заявлению родителей (или законных представителей) по итогам собеседования. 3.5. Содержание дополнительных общеобразовательных программ и организация учебного процесса выстраиваются с учетом характера течения заболеваний обучающихся, их интересов, потребностей и возможностей. 3.6. Учебные занятия с обучающимся в рамках организации обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов проводятся педагогами ДДТ в соответствии с расписанием, утвержденным директором ДДТ. Распределение часов учебного плана производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей ребенка, а также пожеланий родителей (законных представителей). 3.7. Интеграция, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и культурную среду ДДТ осуществляется через проведение совместных с обучающимися ДДТ учебных, развивающих занятий, досуговых мероприятий. 3.8. Контроль организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, своевременность проведения учебных занятий, выполнение дополнительных общеобразовательных программ, учебного плана осуществляет методист ДДТ в соответствии с планами работы (в том числе, с планом внутриучрежденческого контроля). 4.Права и обязанности участников образовательного процесса при организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов 4.1. Участниками образовательного процесса при организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются: обучающиеся, их родители (законные представители), администрация и педагогические работники ДДТ. 4.2. Обучающиеся имеют право на: -защиту своего достоинства; -защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; -получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития; -уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; -свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; - отдых, в том числе организованный, между занятиями, в выходные и праздничные дни; -обучение по индивидуальному учебному плану; -участие в обсуждении и решении вопросов деятельности ДДТ; -другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Запрещается привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся и их родителей (законных представителей). 4.3.Обучающиеся ДДТ обязаны: - исполнять устав ДДТ в части, их касающейся; - выполнять требования правил внутреннего распорядка ДДТ для обучающихся; - выполнять требования образовательной программы ДДТ по срокам и объёмам согласно учебным планам и учебным программам; - бережно относиться к имуществу ДДТ, поддерживать установленный порядок и чистоту в помещениях и на территории ДДТ выполнять правила охраны жизни и здоровья в процессе обучения; - приходить в ДДТ в часы, отведенные для занятий; - уважать честь и достоинство других обучающихся и работников ДДТ. 4.4. Родители (законные представители) обучающихся имеют право: -принимать участие в управлении ДДТ; -защищать законные права и интересы детей; -вносить предложения по улучшению работы с детьми, организации дополнительных услуг в ДДТ; -требовать уважительного отношения к ребёнку; -создавать различные родительские объединения, клубы в ДДТ; -знакомиться с уставом ДДТ, лицензией на право ведения образовательной деятельности, образовательными программами, реализуемыми учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса; - выбирать форму получения образования, образовательное учреждение; -знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с результатами промежуточной и итоговой аттестации; -другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. 4.5.Родители (законные представители) обучающихся обязаны: - соблюдать устав ДДТ; - обеспечивать получение ребёнком дополнительного образования; - своевременно информировать администрацию ДДТ и педагогического работника о рекомендациях врача, особенностях режима ребенка; - создавать для ребенка и педагога оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома; - информировать администрацию ДДТ и педагога об отмене занятий в случае болезни ребенка и о возобновлении занятий; - посещать проводимые родительские собрания. 4.6.Права и обязанности педагогических работников ДДТ определяются законодательством Российской Федерации, уставом ДДТ, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и закрепляются в трудовом договоре. 4.7. Педагоги дополнительного образования, осуществляющие педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, в том числе и в форме индивидуального обучения имеют право: -участвовать в управлении ДДТ в форме, определённой Уставом; -на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; -на оплату труда в соответствии с объёмом выполняемой работы; -на поощрение в соответствии с положением о премировании работников; -на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством Российской Федерации; -на защиту своих прав человека и гражданина, чести и достоинства, своих профессиональных прав и льгот; -свободно выбирать и использовать в работе инновационные технологии, развивающие программы в образовательном процессе; -свободного выбора, разработки и применения методов воспитания и обучения детей; -на социальные гарантии и льготы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации; -другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. 4.8.Педагогические работники ДДТ обязаны: -соблюдать Устав, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты ДДТ, строго следовать нормам профессиональной этики; -соблюдать трудовую, технологическую и исполнительскую дисциплину, обеспечивать соблюдение дисциплины и порядка обучающимися; -обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду, развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности обучающихся, систематически заниматься повышением своей квалификации; -строго соблюдать требования, правила и нормы по технике безопасности и охране жизни и здоровья детей в процессе обучения и труда, по гигиене труда; -разрабатывать и представлять на утверждение модифицированную и (или) авторскую программы дополнительного образования, индивидуальные учебные планы обучающихся в соответствии с локальными нормативными правовым актами ДДТ; -осуществлять обучение в соответствии с утвержденным расписанием; -в полном объеме реализовывать утвержденную программу дополнительного образования; -знать специфику заболевания ребенка, особенности режима и организации домашних занятий; -своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий и расписываться в нем в подтверждение о проведенном занятии; -осуществлять контроль освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы; -беречь имущество ДДТ; -выполнять иные обязанности, предусмотренные локальными нормативными правовыми актами ДДТ, действующим законодательством. 4.9.Администрация ДДТ: -готовит нормативно-правовые документы по организации образовательного процесса с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, в том числе в форме индивидуального обучения по месту жительства; -устанавливает количество часов учебного плана индивидуального обучения по месту жительства обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей, психолого- медикопедагогических рекомендаций и аргументированного желания родителей (законных представителей) обучающегося; -предоставляет обучающемуся по запросу его родителей (законных представителей) помощь специалистов-педагогов, педагога-психолога и др., оказывает методическую и консультативную помощь в освоении дополнительной общеобразовательной программы; -предоставляет обучающемуся на время обучения справочную, учебную и другую литературу, имеющуюся в учреждении; -контролирует проведение занятий, выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, результативность и индивидуальные достижения обучающегося, ведение журналов индивидуальных занятий не реже одного раза в три месяца; -контролирует своевременность проведения занятий с обучающимся на дому; своевременно информирует родителей (законных представителей) обо всех изменениях в образовательном процессе, касающихся обучающегося. 5.Формы работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами 5.1. Кроме реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ в учреждении могут осуществляться проекты, программы и разовые досуговые формы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и детьми-инвалидами. В них включены: - посещение учреждений культуры, здравоохранения, природоохранных организаций; - участие в организуемых учреждением встречах со специалистами различных областей; - участие в массовых мероприятия ДДТ; - организация выставок; - индивидуальная работа с родителями, включение детей в общие занятия объединений ДДТ; - в летний период дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут быть участниками экскурсий и т.д. 6.Методическое обеспечение работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами 6.1.Методическое сопровождение воспитательной и образовательной деятельности: -банк данных о детях с ограниченными возможностями здоровья; -банк данных о педагогах, занимающихся с детьми с ОВЗ; -банк образовательных программ по работе с детьми ОВЗ; -учет активности участия ребенка и родителей в мероприятиях ДДТ; -анализ успешности ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида. 7. Документация 7.1. Документами, регулирующими обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются: -справка (медицинское заключение) ДДТ здравоохранения о возможности обучения; -копия документа, подтверждающего инвалидность ребенка (при наличии инвалидности); -заявление родителей (законных представителей) ребенка; -приказ директора ДДТ об организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов; -календарно-учебный график программы; -журнал занятий; -расписание занятий; -дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ и детей-инвалидов по различной направленности (художественной, социально-педагогической, физкультурноспортивной и др.). 7.2. Журнал занятий оформляется в соответствии с инструкцией о ведении журнала учёта работы педагогов дополнительного образования и содержит: - даты занятий в соответствии с расписанием, согласованным с родителями (законными представителями) обучающегося и утвержденным директором ДДТ; - содержание пройденного материала в строгом соответствии с утвержденной директором ДДТ программой дополнительного образования. 7.3. Журнал хранится в архиве ДДТ 5 лет. 7.4. В журнале должны содержаться все сведения об обучающемся в соответствии с локальным нормативным правовым актом ДДТ. 8. Финансовое обеспечение обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов 8.1. Обучение детей с ОВЗ осуществляется бесплатно в пределах регламентируемых часов. 8.2. Обучение детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с нормативом учебных часов в неделю по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе, входящей в учебный план ДДТ. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)