Положение об организации обучения детей с ограниченными

Принято на
Педагогическом совете № __
протокол № ___ от ___________

Утверждаю
Директор МАОУ ДО «Дом
детского творчества с.Выдрино»
_______________ Е.А.Тютрина
приказ от _____________ № ____

Положение об организации обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья в Муниципальном автономном
образовательном учреждении дополнительного образования
«Дом детского творчества с.Выдрино» МО «Кабанский район»
Республики Бурятия
1.Общие положения
1.1. Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее - Положение) Муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества с.Выдрино» МО «Кабанский
район» Республики Бурятия (далее - ДДТ) разработано в соответствии с:
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в
сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей;
Перечнем заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных
занятиях на дому (Письмо Министерства просвещения РСФСР от 28.07.1980 № 281-М и
Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186);
Уставом МАОУ ДО «Дом детского творчества с.Выдрино» и другими
нормативными
документами,
регламентирующими
деятельность
организации
дополнительного образования.
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность ДДТ по организации обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на основании
соответствующей справки (медицинского заключения) здравоохранения, определяет права
и обязанности участников образовательного процесса.
1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - лица, имеющие
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (справку ПМПК),
недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению
образовательных программ без создания специальных условий для получения образования:
слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического
развития, с умственной отсталостью, с расстройством аутистического спектра (РАС),
другими заболеваниями (могут являться или не являться инвалидами).

Ребенок - инвалид - лицо, в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со
стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты (имеет справку об инвалидности).
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и
детьми-инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
обучающихся, включающие в себя использование адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых
и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здания ДДТ и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных
программ обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами.
1.4. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют равные права с другими обучающимися.
1.5. Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов может быть организовано как индивидуально
на базе ДДТ, так и в группах.
1.6. Выбор формы организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов зависит от
особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, особенностей
эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций
здравоохранения,
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии,
возможностей доставки обучающегося в образовательное учреждение и отсутствия
противопоказаний для занятий в детском коллективе.
1.7. Форму организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов родители (законные
представители) обучающегося согласовывают с администрацией ДДТ.
1.8. Обучение по адаптированной общеобразовательной программе согласовывается с
родителями (законными представителями) обучающихся. Адаптированная дополнительная
общеобразовательная программа разрабатывается педагогом самостоятельно с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей ребёнка,
рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), индивидуальной
программы реабилитации ребёнка инвалида.
1.9. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной дополнительной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей)
и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.Задачи обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
2.1. Основные задачи, реализуемые при обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
• освоение дополнительных общеобразовательных программ детьми с ОВЗ и детьмиинвалидами, и как следствие обеспечение им оптимальной социальной интеграции,
сохранение и укрепление их здоровья;
•
обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации
образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами;
•
создание
благоприятных
условий
для
обучающихся
с
учетом
возрастных, индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического
здоровья;
•
создание оптимальных условий,
компенсирующих неблагоприятный опыт
социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
3.Организация образовательного процесса детей с ОВЗ и детей-инвалидов
3.1. Основанием для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов является:

- заявление от родителей (законных представителей);
- справка
ВКК об
инвалидности
или справка
(заключение)
психолого-медико- педагогической комиссии (или их заверенные копии).
3.2. Списочный состав детей с ОВЗ и детей инвалидов формируется и оформляется
приказом директора.
3.3. Предельно допустимая часовая нагрузка при освоении дополнительной
общеобразовательной программы составляет от 2 до 4 часов в неделю.
3.4. Выбор форм и методов проведения занятий зависит от особенностей психофизического
развития и возможностей обучающихся, особенностей эмоционально-волевой сферы,
состояния ребенка, по индивидуально разработанным программам и по личному заявлению
родителей (или законных представителей) по итогам собеседования.
3.5. Содержание дополнительных общеобразовательных программ и организация учебного
процесса выстраиваются с учетом характера течения заболеваний обучающихся, их
интересов, потребностей и возможностей.
3.6. Учебные занятия с обучающимся в рамках организации обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов проводятся педагогами ДДТ в соответствии с расписанием, утвержденным
директором ДДТ. Распределение часов учебного плана производится с учетом
индивидуальных особенностей, психофизических возможностей ребенка, а также
пожеланий родителей (законных представителей).
3.7. Интеграция, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательную и культурную среду ДДТ осуществляется через проведение совместных с
обучающимися ДДТ учебных, развивающих занятий, досуговых мероприятий.
3.8. Контроль организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, своевременность
проведения учебных занятий, выполнение дополнительных общеобразовательных
программ, учебного плана осуществляет методист ДДТ в соответствии с планами работы (в
том числе, с планом внутриучрежденческого контроля).
4.Права и обязанности участников образовательного процесса при организации
обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
4.1. Участниками образовательного процесса при организации обучения детей с ОВЗ и
детей-инвалидов являются: обучающиеся, их родители (законные представители),
администрация и педагогические работники ДДТ.
4.2. Обучающиеся имеют право на:
-защиту своего достоинства;
-защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
-получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития;
-уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное
выражение собственных взглядов и убеждений;
-свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
- отдых, в том числе организованный, между занятиями, в выходные и праздничные дни;
-обучение по индивидуальному учебному плану;
-участие в обсуждении и решении вопросов деятельности ДДТ;
-другие
права, предусмотренные действующим законодательством
Российской
Федерации.
Запрещается привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной
программой, без согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
4.3.Обучающиеся ДДТ обязаны:
- исполнять устав ДДТ в части, их касающейся;
- выполнять требования правил внутреннего распорядка ДДТ для обучающихся;
- выполнять требования образовательной программы ДДТ по срокам и объёмам согласно
учебным планам и учебным программам;

- бережно относиться к имуществу ДДТ, поддерживать установленный порядок и чистоту
в помещениях и на территории ДДТ выполнять правила охраны жизни и здоровья в
процессе обучения;
- приходить в ДДТ в часы, отведенные для занятий;
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников ДДТ.
4.4. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
-принимать участие в управлении ДДТ;
-защищать законные права и интересы детей;
-вносить предложения по улучшению работы с детьми, организации дополнительных услуг
в ДДТ;
-требовать уважительного отношения к ребёнку;
-создавать различные родительские объединения, клубы в ДДТ;
-знакомиться с уставом ДДТ, лицензией на право ведения образовательной деятельности,
образовательными программами, реализуемыми учреждением, и другими документами,
регламентирующими организацию образовательного процесса;
- выбирать форму получения образования, образовательное учреждение;
-знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с результатами
промежуточной и итоговой аттестации;
-другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
4.5.Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
- соблюдать устав ДДТ;
- обеспечивать получение ребёнком дополнительного образования;
- своевременно информировать администрацию ДДТ и педагогического работника о
рекомендациях врача, особенностях режима ребенка;
- создавать для ребенка и педагога оптимальные рабочие условия для проведения занятий
дома;
- информировать администрацию ДДТ и педагога об отмене занятий в случае болезни
ребенка и о возобновлении занятий;
- посещать проводимые родительские собрания.
4.6.Права и обязанности педагогических работников ДДТ определяются законодательством
Российской Федерации, уставом ДДТ, правилами внутреннего трудового распорядка,
должностными инструкциями и закрепляются в трудовом договоре.
4.7. Педагоги дополнительного образования, осуществляющие педагогическую
деятельность с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, в том числе и в форме индивидуального
обучения имеют право:
-участвовать в управлении ДДТ в форме, определённой Уставом;
-на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
-на оплату труда в соответствии с объёмом выполняемой работы;
-на поощрение в соответствии с положением о премировании работников;
-на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
-на защиту своих прав человека и гражданина, чести и достоинства, своих
профессиональных прав и льгот;
-свободно выбирать и использовать в работе инновационные технологии, развивающие
программы в образовательном процессе;
-свободного выбора, разработки и применения методов воспитания и обучения детей;
-на социальные гарантии и льготы, предусмотренные действующим законодательством
Российской Федерации;
-другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
4.8.Педагогические работники ДДТ обязаны:
-соблюдать Устав, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты
ДДТ, строго следовать нормам профессиональной этики;

-соблюдать трудовую, технологическую и исполнительскую дисциплину, обеспечивать
соблюдение дисциплины и порядка обучающимися;
-обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, формировать у
обучающихся гражданскую позицию, способность к труду, развивать самостоятельность,
инициативу, творческие способности обучающихся, систематически заниматься
повышением своей квалификации;
-строго соблюдать требования, правила и нормы по технике безопасности и охране жизни
и здоровья детей в процессе обучения и труда, по гигиене труда;
-разрабатывать и представлять на утверждение модифицированную и (или) авторскую
программы дополнительного образования, индивидуальные учебные планы обучающихся
в соответствии с локальными нормативными правовым актами ДДТ;
-осуществлять обучение в соответствии с утвержденным расписанием;
-в полном объеме реализовывать утвержденную программу дополнительного образования;
-знать специфику заболевания ребенка, особенности режима и организации домашних
занятий;
-своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий и расписываться в нем в
подтверждение о проведенном занятии;
-осуществлять контроль освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей
программы;
-беречь имущество ДДТ;
-выполнять иные обязанности, предусмотренные локальными нормативными правовыми
актами ДДТ, действующим законодательством.
4.9.Администрация ДДТ:
-готовит нормативно-правовые документы по организации образовательного процесса с
обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, в том числе в форме индивидуального
обучения по месту жительства;
-устанавливает количество часов учебного плана индивидуального обучения по месту
жительства обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей, психолого- медикопедагогических рекомендаций и аргументированного желания родителей (законных
представителей) обучающегося;
-предоставляет обучающемуся по запросу его родителей (законных представителей)
помощь специалистов-педагогов, педагога-психолога и др., оказывает методическую и
консультативную помощь в освоении дополнительной общеобразовательной программы;
-предоставляет обучающемуся на время обучения справочную, учебную и другую
литературу, имеющуюся в учреждении;
-контролирует проведение занятий, выполнение учебных программ, методику
индивидуального обучения, результативность и индивидуальные достижения
обучающегося, ведение журналов индивидуальных занятий не реже одного раза в три
месяца;
-контролирует своевременность проведения занятий с обучающимся на дому;
своевременно информирует родителей (законных представителей) обо всех изменениях в
образовательном процессе, касающихся обучающегося.
5.Формы работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
5.1. Кроме реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ в
учреждении могут осуществляться проекты, программы и разовые досуговые формы
работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и детьми-инвалидами.
В них включены:
- посещение учреждений культуры, здравоохранения, природоохранных организаций;
- участие в организуемых учреждением встречах со специалистами различных областей;
- участие в массовых мероприятия ДДТ;
- организация выставок;

- индивидуальная работа с родителями, включение детей в общие занятия объединений
ДДТ;
- в летний период дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут быть участниками экскурсий и т.д.
6.Методическое обеспечение работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
6.1.Методическое сопровождение воспитательной и образовательной деятельности:
-банк данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;
-банк данных о педагогах, занимающихся с детьми с ОВЗ;
-банк образовательных программ по работе с детьми ОВЗ;
-учет активности участия ребенка и родителей в мероприятиях ДДТ;
-анализ успешности ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.
7. Документация
7.1. Документами, регулирующими обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются:
-справка (медицинское заключение) ДДТ здравоохранения о возможности обучения;
-копия документа, подтверждающего инвалидность ребенка (при наличии инвалидности);
-заявление родителей (законных представителей) ребенка;
-приказ директора ДДТ об организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
-календарно-учебный график программы;
-журнал занятий;
-расписание занятий;
-дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ и детей-инвалидов по
различной направленности (художественной, социально-педагогической, физкультурноспортивной и др.).
7.2. Журнал занятий оформляется в соответствии с инструкцией о ведении журнала учёта
работы педагогов дополнительного образования и содержит:
- даты занятий в соответствии с расписанием, согласованным с родителями (законными
представителями) обучающегося и утвержденным директором ДДТ;
- содержание пройденного материала в строгом соответствии с утвержденной директором
ДДТ программой дополнительного образования.
7.3. Журнал хранится в архиве ДДТ 5 лет.
7.4. В журнале должны содержаться все сведения об обучающемся в соответствии с
локальным нормативным правовым актом ДДТ.
8. Финансовое обеспечение обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
8.1. Обучение детей с ОВЗ осуществляется бесплатно в пределах регламентируемых часов.
8.2. Обучение детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с нормативом учебных часов в
неделю по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе, входящей в
учебный план ДДТ.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».